Храм Вмч. Димитрия Солунского д.Ивакино Можайского р-на - О НЕОБХОДИМОСТИ КАТЕХИЗАЦИИ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Можайское благочиние, Московская епархия, Московский Патриархат

Храм Вмч. Димитрия Солунского д.Ивакино Можайского р-на

О НЕОБХОДИМОСТИ КАТЕХИЗАЦИИ

О НЕОБХОДИМОСТИ КАТЕХИЗАЦИИ

 

Дела Божии всегда имеют чёткость, определённость, ясность. Как Слово Божие, или как православная иконопись. Дела же диавола тяготеют к бесформенности, неопределённости, размытию границ. Как состояние души грешника и как тленность этого повреждённого грехом мира, стремящегося к разложению.

Таким образом, Церковь по природе своей должна обладать определённой и конкретной границей, разделяющей тех, кто принадлежит к Церкви, и тех, кто к ней не принадлежит. Она ею, конечно, и обладает, поскольку Христос знает своих. Но, по вине человеческой, граница эта на сегодня не очевидна, как должно. И это диавольское дело, поскольку не служит к славе Церкви, что очевидно, т. к. в глазах людей смешивает Церковь с миром. Не служит это и делу спасения людей. Вместо чёткой грани между Церковью и миром сим, очевидность которой побуждала бы каждого человека к серьёзному выбору, мы видим массивный буфер из людей крещённых, но не осознающих себя Христианами. Происходит это по вине священников, которые через крещение без предварительной подготовки и научения ввели в Церковь массу номинальных христиан.

Беда в том, что при отсутствии чётких условий для вхождения в Церковь, человек не видит необходимости делать нравственный выбор для этого вхождения. И, принимая Таинство Крещения легко и без условий, успокаивается на этом и не видит побуждений менять свою жизнь и прилагать усилия к изучению веры, оставаясь таким образом номинальным христианином.

А священники, допуская такое без условное принятие Крещения, несомненно согрешают и принимают на себя позор. Поскольку добровольно, ради человекоугодия, выпускают из рук орудие и средство воздействия на человека, врученное Самим Богом. Это орудие заключается в том, что до принятия Крещения ситуация находится в руках священника, поскольку он может настоять, чтобы человек подготовился и приступил к Крещению должным образом. А после Крещения священник уже не владеет ситуацией, поскольку человек уже получил то, что хотел. И беда в том, что зачастую человек только этого и хотел, т. е. формального совершения Крещения. И священнику, который в своё время не настоял, теперь остаётся только просить, уговаривать и смотреть на пренебрежение полученным Таинством со стороны человека, который в этом деле больше не нуждается в данном священнике. Та же ситуация с продавцами-консультантами в специализированных магазинах. Сравните их заинтересованность вами до того, как вы заплатили деньги за товар, и после того.

Так что, не напрасно сказано: «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт» (Гал. 6, 7). Неуважение и пренебрежение к духовенству со стороны народа происходит от того, что сами мы пренебрегаем Словом Божиим. Ведь, мы в самом Слове Божьем имеем основание для твёрдого и принципиального подхода к принятию в Церковь.  Господь сказал: «Идите, научите все народы, крестя их…» (Мф. 28, 19). И как мы отчитаемся перед Богом за слово «научите»?

Сами люди, перед которыми мы хотим казаться «добренькими батюшками», на Суде Божием осудят нас, поскольку это мы не явили им необходимости выбора между грехом и добродетелью, между Православием и невежеством при желании войти в Церковь или ввести в Церковь своих детей.

И тем более осуждение падёт на голову священника, пренебрегающего оглашением, поскольку со стороны священноначалия уже неоднократно были указания о необходимости катехизации.

При этом, в данном вопросе есть один принципиально важный момент. Поскольку в наше время основная доля крещений совершается над детьми, то все разговоры и усилия в направлении катехизации перед Крещением будут иметь мало значения, если не предъявлять к родителям и восприемникам крещаемых детей тех же требований и не проводить с ними ту же работу, что и в отношении взрослых, готовящихся принять Крещение.

Младенец принимает Крещение по вере родителей и при свидетельстве восприемника. Это такое же Крещение, как и Крещение взрослого человека. Как при Крещении взрослого человека есть основание для его Крещения. Это его вера и готовность вести Христианскую жизнь. Только в этом случае можно крестить. Так при Крещении младенца есть такие же основания. Это вера родителей при свидетельстве восприемника и готовность родителей и восприемников научить данного младенца вере и воспитать его Христианином. Только при таком свидетельстве и такой готовности священник может крестить. Иначе для Крещения нет оснований.

Проверяется и восполняется до должного уровня готовность родителей и восприемников, естественно, на тех же огласительных и частных беседах, что и со взрослыми крещающимися.

Свидетельство веры младенца, в которой он должен быть воспитан, и, соответственно, готовности родителей воспитывать его в вере имеет и конкретное выражение. Выражается оно чтением Символа веры восприемником при совершении Таинства. Отсюда очевидно, что, во-первых, человек, не знающий и не исповедующий сознательно Символа веры, не может быть восприемником. Во-вторых, нет оснований для Крещения ребёнка тех родителей, которые не верят согласно Символу веры и не исповедуют его сознательно. В-третьих, изучение Символа веры обязательно должно входить в состав огласительных бесед.

Кроме того, поскольку Крещение есть вхождение в Церковь для дальнейшего участия в Таинствах и церковной жизни, то крестить взрослого человека можно только в том случае, если он имеет решимость и готовность вести дальнейшую Христианскую жизнь и участвовать в церковной жизни. Соответственно, крестить младенца священник может только в том случае, если для него очевидна готовность и решимость родителей и восприемников воспитывать ребёнка в Православной вере и воцерковлять его. А это возможно только в том случае, если сами родители и восприемники являются воцерковлёнными людьми и участвуют в церковных Таинствах. Следовательно, это также должно быть условием для возможности Крещения младенца.

В качестве ремарки. Крестить ребёнка, разумеется, можно и по инициативе одного из родителей, который является воцерковлённым человеком и готов воспитывать ребёнка Христианином. Но, недопустимо совершать Крещение по инициативе бабушки, тёти и т. д., тайком от родителей, как иногда бывало, или даже с их ведома, но без участия. Поскольку Крещение младенца может быть совершено только по инициативе того, кто имеет реальную власть и возможность в дальнейшем воспитывать его Христианином. Очевидно, что бабушки и тёти такой власти не имеют.

Если знание веры проверяется и дополняется на катехизических беседах, то воцерковлённость людей проверяется только очевидностью их присутствия на Богослужениях и участия в Таинствах. А их готовность и решимость воспитать ребёнка в Православной вере и благочестии проверяется только в личной беседе священника по подобию беседы на Исповеди. Следовательно, недостаточно только общих катехизических бесед, но необходимы частные беседы священника с готовящимися к Крещению взрослыми, с родителями и восприемниками детей, на которых священник обязан выяснить мотивы побуждения к Крещению, правильность веры и понимания данного Таинства, а также готовность к дальнейшей Христианской жизни и к Христианскому воспитанию ребёнка.

И здесь выявляется ещё один момент. Дело в том, что проверить воцерковлённость человека и его участие в Таинствах может только священник того прихода, прихожанином которого является данный человек. И в этом свете становится очевидна актуальность вопроса, на который уже было указано священноначалием: о соблюдении границ приходов. Т. е., недопустимо совершение таких ключевых в жизни Христианина Таинств как Крещение, Венчание священником того прихода, прихожанином которого не является данный человек, данный родитель или восприемник ребёнка. Таким образом, вопрос о Крещении или Венчании людей, которые не являются прихожанами никакого прихода, т. е. являются людьми невоцерковлёнными, или о Крещении их детей, отпадёт. Вернее сказать, этот вопрос остро встанет перед самими невоцерковлёнными людьми как неизбежность выбора. И, может быть, эта острота и неизбежность именно подвигнет их к выбору. Поэтому несправедливо обвинять такой подход в «жестокости», в чём, конечно, его будут обвинять люди мира сего. Но, напротив, при твёрдости Церкви на этих позициях станет очевидна как раз жестокость нецерковных родителей, которые ради Крещения своих детей не захотят подъять благодатный труд по своему воцерковлению.

Есть ещё одна проблема, с которой приходится сталкиваться при решении вопроса о Крещении. Иной раз Крещение не может быть совершено из-за явной неготовности восприемника, который очевидным образом индефферентен к церковной жизни и не имеет ни малейшего представления о вере, ни заинтересованности в подготовке. В таких случаях родители, как правило, приводят «уважительный», по их мнению довод, что, мол, «больше некого». Если разобраться, довод этот уважительным не является, поскольку отсутствие знакомых воцерковлённых людей свидетельствует ни о чём ином, как о невоцерковлённости самих родителей. И в таком случае вопрос нужно ставить о подготовке и воцерковлении самих родителей. Поскольку, когда человек является членом какого-либо прихода, у него всегда есть воцерковлённые друзья и знакомые.

Священник никоим образом не должен мириться с выбором в восприемники равнодушного к вере человека на основании родства. Восприемником должен быть член той же приходской общины или человек, православие которого священнику известно. Священник вправе сам выбрать восприемника, более того, это его преимущественное право. Кроме того, вопрос этот облегчается тем, что каноническим восприемником является собственно один, одного пола с крещаемым. И, на мой взгляд, лучше придерживаться этого канонического минимума, чтобы избежать ненужных народных напластований на Православное учение и церковную жизнь. И чтобы не потакать неразумию народа, который сам себе придумывает правила, и сам же не может их выполнить.

Всё сказанное и необходимо, и реально исполнимо. И приведение этих принципов в жизнь послужит к славе Божией и к славе Церкви, которая при таком принципиальном отношении к принятию в свои члены обретёт чёткие и очевидные границы. А также обретёт уважение, пусть и невольное, со стороны мира, и, разумеется, нарекания врагов, что является необходимой составляющей уважения.

И здесь важен момент единства. Как бы ни была крепка клетка, птица из неё улетит, если сломан один прут. И как бы ни была полна чаша с трещиной, это ненадолго. Воплотить принципы катехизации в жизнь, так, чтобы они действительно стали составляющей жизни Церкви, возможно только при единстве, честности и искреннем послушании со стороны  всего духовенства. Отдельно взятое благочиние никогда не сможет стать образцом катехизаторской деятельности, доколе в нём есть хотя бы один приход, игнорирующий эти положения. И вцелом наша поместная Церковь будет страдать болезнью номинального христианства до тех пор, пока будут находиться «добрые батюшки», для которых хорошее мнение людей, корысть и нежелание учить вере будут дороже славы Божией, пользы Церкви и спасения людей. Ведь, очевидно, что в низкое место собирается вся вода. Поэтому, даже один священник, который крестит без подготовки, наносит огромный вред Церкви.

 

Резюме:

К родителям и восприемникам крещаемых детей необходимо предъявлять те же требования в плане подготовки и воцерковления, как и к крещаемым взрослым. Иначе пропадает смысл катехизации как системы вообще, поскольку основная доля крещаемых – это дети.

В каждом приходе, где совершаются Крещения, и централизованно в соборе необходимо проводить цикл катехизических бесед. Участие в них должно быть обязательным для каждого взрослого крещаемого и для родителей и восприемников каждого крещаемого младенца. Это должно быть непременным условием Крещения.

Состав катехизических бесед:

1.   Изучение Символа веры (обязательно).

2.   Изучение истории Сотворения мира и ветхозаветной истории.

3.   Изучение Евангельской истории.

4.   Изучение Заповедей Моисеевых.

5.   Изучение Заповедей блаженств.

6.   Изучение понятия о грехе и добродетели и норм Христианской жизни.

7.   Изучение основных молитв и норм церковной жизни (Богослужения, Таинства, посты, праздники).

8.   Изучение или самостоятельное чтение 4-х Евангелий.

9.   Изучение или самостоятельное чтение Деяний и посланий Апостольских.

10.               Изучение или самостоятельное чтение книг: Бытие, Исход, Притчи Соломона, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова и других книг Ветхого Завета.

Помимо катехизических бесед необходимо проводить личные беседы священника с каждым крещаемым взрослым, а также с каждым из родителей и восприемников крещаемых детей, на которых выяснять мотивы побуждения к Крещению, знание веры и готовность и решимость вести Христианскую и церковную жизнь, а также воспитывать в Православии и воцерковлять детей. В случае неготовности человека таких бесед потребуется больше, чем одна.

Назначать Крещение следует только после прохождения катехизации и бесед со священником, на которых проверяется сама приемлемость Крещения данного человека или ребёнка данных родителей. Недопустима порочная практика некоторых приходов записи на Крещение сразу через церковную лавку без учёта результатов катехизации и бесед со священником.

Должны соблюдаться границы приходов. Исключением (причём, желательным) может быть только централизованная подготовка к Крещению в соборе благочиния и Крещение там же.

При отсутствии на приходе условий для погружательного Крещения, настоятель обязан отослать для подготовки и Крещения в собор, где обязательно должна быть баптистерия.

Необходимо единство всех священников в этом деле. Иначе теряет смысл всё дело, поскольку небольшая пробоина топит весь корабль.

 

Вообще все эти начинания имеют смысл только при целостном исполнении, отсутствии исключений и последовательности. Как в плане единомыслия всех священников. Так и в отношении распространения этих условий на все категории крещаемых и имеющих отношение к Крещению, не только взрослых, но и родителей и восприемников детей. Поскольку птица с одним крылом полетит не лучше, чем совсем не имеющая крыльев. Так ситуация в Церкви не изменится, если заниматься оглашением только при Крещении взрослых. Ведь, очевидно, что ряды номинальных христиан большей частью пополняют крещённые в детстве при равнодушии родителей и невежестве восприемников.

 

свящ. Алексей Шляпин,

клирик Никольского собора г. Можайска

и, по совместительству, настоятель церкви

вмч. Димитрия Солунского

д. Ивакино Можайского р-на Московской обл.


Назад к списку