Храм Вмч. Димитрия Солунского д.Ивакино Можайского р-на - Церковное Предание
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Можайское благочиние, Московская епархия, Московский Патриархат

Храм Вмч. Димитрия Солунского д.Ивакино Можайского р-на

Церковное Предание

Доклад на пастырском семинаре Можайского благочиния
 
Свящ. Алексей Шляпин
 
Церковное Предание как фундамент Православной Церкви.
Поправка: Церковное Предание как фундамент жизни Церкви. Т. е. жизнь по Преданию.
 
l Значение Предания.
 
Свт. Василий Вел.: «Из сохраненных в Церкви догматов и проповеданий, некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от Апостольского Предания, по преемству в тайне, и те и другие имеют едину и ту же силу для благочестия. И сему не воспрекословит никто, хотя бы мало сведущий в установлениях церковных. Ибо аще предпримем отвергати неписанные обычаи, аки не великую имеющие силу: то неприметно повредим Евангелие в главных предметах, и сократим проповедь до одного лишь имени, без всякия вещи...Ибо иное догмат, а иное проповедание. Догматы умалчиваются, проповедания же обнародываются...»
 
llУпрощённое понимание Предания.
 
1. Католический взгляд: Предание – часть вероучения, не вошедшая в Писание. Дополнительный источник Откровения, параллельный Писанию.
Такой взгляд на Предание возник и в РПЦ под влиянием латинской схоластики.
Неправда этого взгляда в том, что он отделяет Писание от Предания.
 
2. А. Мень: Предание – учение Апостолов (которое вначале было устным, а потом часть вошла в Свящ. Писание).
Этот взгляд не учитывает, что предмет Предания – не только учение о Таинствах, но сами Таинства.
 
lllПодлинное понимание Предания.
 
Свт. Филарет Моск.: «Истинное и святое Предание - не только видимая и словесная передача учений, правил, постановлений, обрядов, но также и невидимое и действенное сообщение благодати и освящения».
Из этого определения мы можем вывести 3 аспекта:
 
1. Сущность Предания, предмет Предания, то, что передаётся.
И этот пункт в свою очередь имеет 2 аспекта:
 
1) Откровение Богом Себя. Благодать. Жизнь (действование) Св. Духа в Церкви, пребывание Иисуса Христа в Церкви, живой опыт Богообщения, традиция Богообщения.
В. Лосский определил предмет Предания так: «жизнь Духа Святого в Церкви».
Диак. Андрей Кураев определил предмет предания как пребывание Иисуса Христа в Церкви, Евхаристию.
 
2) Откровение Бога о Себе. Учение.
 
2. Совокупность форм выражения предмета Предания (предания-мн. ч.).
 
3. Передача предмета Предания и форм его выражения последующим поколениям верных.
Свт. Филарет Моск.; «Пространный Православный Катихизис»: «Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды».
 
lVДалее в этой теме мы более подробно рассмотрим 2-й аспект понятия «Предание»:  Формы выражения Предания (т. е. предания – мн. ч.).
 
«Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим». (2 Фес. 2, 15).
Из этого определения Писания видно, что Предание в формах его выражения (т. е. предания – мн. ч.) передаётся в Церкви устно и письменно.
 
Перечислим формы выражения Предания:
 
1. Устная проповедь Апостолов.
 
2. Свящ. Писание.
Свт. Филарет Моск.: «Священное Писание Нового Завета начато через восемь лет после Вознесения Господня на небо. Где же до этого было Евангелие, основание догматов, учение жизни, устав Богослужения, законы управления Церковью? — В Предании. Богодухновенное Писание, по свидетельству одного из священных писателей, именно св. евангелиста Луки, есть только продолжение и неизменный, особенным устроением Духа Божия упроченный вид Предания».
 
3. Литургическая и Богослужебная жизнь Церкви, Таинства (т. е. сами Таинства, в отличие от их чинопоследований).
 
4. Постановления Вселенских Соборов (в первую очередь Символ веры и догматы).
 
5. Согласие отцов («чему учили все, всегда и повсеместно»).
 
6. Предания, чинопоследования, тексты, богослужебная практика и т. д., общие для Вселенской Церкви во все времена.
 
VПризнаки отличия Предания от того, что не является Преданием.
 
1. Вообще, в принципе.
 
Предание.
 
До того, как учение или традиция подтверждено соборным голосом Церкви как выражение Предания (Свящ. Писание, определения Вселенских Соборов), есть формальный признак, чтобы отличить Предание от не-предания: «То, чему учили все, всегда и повсеместно», или «То, чему верили повсюду, всегда, все...».
Прп. Викентий Лиринский (+ ок. 450 г.); «Рассуждение о вере» (434 г.): 
«Признаки истинного предания
 В самой же вселенской Церкви всеми мерами надобно держаться того, во что верили повсюду, во что верили всегда, во что верили все: потому что то только в действительности и в собственном смысле есть вселенское, как показывает и само значение этого слова, что, сколько возможно, вообще все обнимает. А этому правилу мы будем, наконец, верны, только если будем следовать всеобщности, древности, согласию.
Следовать всеобщности значит признавать истинной только ту веру, которую исповедует вся Церковь на всем земном шаре.
Следовать древности (в смысле: изначальности) значит ни в коем случае не отступать от того учения, которого несомненно держались наши святые отцы и предки (по духу).
Следовать, наконец, согласию - значит в самой древности принимать только те вероопределения и изъяснения, которых держались все, или, по крайней мере, почти все пастыри и учители.
Пояснение этого примерами церковной истории
Как, поэтому, поступил бы теперь православный христианин, если бы какая-нибудь частичка Церкви отделилась от общения вселенской веры?- Не иначе, конечно, как предпочтя здравость всеобщего тела вредоносной зараженной части.
А если новая какая-нибудь зараза покусится запятнать не частичку уже только, но всю одновременно Церковь?- Тогда, значит, надобно пристать к древности, которая, разумеется, не может уже быть обольщена никаким коварством новизны.
А если в самой древности окажется заблуждение, которого держались два-три человека, пожалуй - целый город, или даже какая-нибудь целая область? Тогда, без сомнения, следует упорству или беззрассудству немногих предпочесть те определения, которые в древности постановлены были всей Церковью с общим согласием.
А если в будущем встретится какой-нибудь такого рода вопрос, что в древности нельзя найти на него решения, постановленного по общему согласию? Тогда надобно постараться разобрать и сличить мнения отцов, живших хотя бы то в разные времена и в разных местах, но непременно пребывавших по вере в общении с единой вселенской Церковью и бывших уважаемыми учителями, и если окажется, что не один, или двое только, но все вместе единогласно что-либо такое содержали, писали, преподавали,- открыто, часто, неизменно, то следует принять, что и мы так же должны в это веровать без всякого сомнения...
...в самой же вселенской и апостольской Церкви необходимо должны следовать всеобщности, древности, согласию, так что если бы когда-нибудь часть восстала против целого, новизна против старины, погрешительное разномыслие одного, или вообще меньшинства, против согласия всех или, по крайней мере, решительного большинства православных, то погрешению части они должны предпочесть непогрешимость всеобщности; при вопросе же о самой всеобщности, благоверие древности предпочесть непотребству новизны; наконец, при вопросе о самой древности, безрассудству одного, или ограниченнейшего числа лиц, предпочесть прежде всего общие определения какого-либо Вселенского Собора, если таковые на данный предмет есть,- а если их нет, в таком случае, - то, что всего к ним ближе, то есть взаимно согласные суждения большинства великих учителей
«...Должно впрочем заметить, что мы обязаны с величайшим усердием исследовать эти согласные суждения древних святых отцов и следовать им, не относительно всяких каких-либо маловажных вопросов по Священному Писанию, но главным образом только касательно правила веры.»
 
Многое уже проверено этим принципом:
Свящ. Писание – уже засвидетельствованное соборным голосом Церкви выражение Предания.
Постановления Вселенских Соборов – это уже зафиксированное, ясно выраженное согласие отцов, констатация того, что так «учили все, всегда и повсеместно».
На том, что выражено Свящ. Писанием, Вселенскими Соборами, эта формула уже реализована. Писание и постановления Вселенских Соборов мы уже не должны проверять этой формулой.
Прп. Викентий Лиринск.: «С другой стороны, не всегда и не все ереси должно обличать этим способом, но только новые и недавние, в первый раз появляющиеся. ... Что же касается ересей давних и застарелых, то нам нет ни малейшей надобности подступать к ним этой дорогой... Как бы ни были древни непотребства такого рода ересей, или расколов, мы должны или поражать их, если нужно, не иначе как авторитетом Священного Писания, или же без колебания убегать от них, как от пораженных учением и осужденных Вселенскими Соборами православных пастырей Церкви».
 
Здесь стоит привести пример сторонников редкого причащения, которые в защиту своего взгляда могут ссылаться на практику той или иной поместной Церкви или на тот или иной период в жизни какой-либо поместной Церкви. Однако, в данном вопросе это безосновательно, поскольку авторитетом Вселенских Соборов (Апост. 9; Антиох. 2; Трул. 80) уже засвидетельствована позиция Вселенской Церкви, требующая от Христианина причащения на каждой Литургии.
 
Итак, отличительный признак Предания – вселенскость.
Т. е., Предание – это то, что присуще всей Церкви, во все времена.
 
Не-предание.
 
Следовательно, предания, учения, практики, локальные по времени, и по распространению, не являются Преданием. Это:
 
1. Учения и практики Поместных Церквей и епархий, которые соответствуют Преданию, в частном порядке выражает (отражают) Предание. Но не является собственно Преданием, поскольку не имеют вселенского значения. Например:
1) Постановления Поместных соборов.
Последующие Поместные Соборы проверяют (подтверждают) решения предыдущих на соответствие Преданию.
2) Чинопоследования, уставы.
3) Обряды и практики Поместных Церквей и епархий.
 
Ремарка: Обычаи и практики отдельных приходов и благочиний не могут быть выражением Предания, поскольку Церковь строится вокруг епископа.
Отцы Иерусалимского Собора 1672 г. и Послание восточных патриархов 1723 г.: «Без епископа ни церковь церковью, ни христианин христианином, не только быть, но и называться не может...»
 
2. Частные мнения (теологумены).
 
3. Еретические мнения.
 
4. Учения, связанные с определённой исторической и социальной ситуацией – «предания человеческие». Например:
патриотизм (который фактически является гражданской религией);
монархизм;
цезарепапизм
и т. д.
 
5. Следствие невежества, традиционализма, обрядоверия – «предания старцев» (что то же самое, что «предания человеческие», в Свящ. Писании эти понятия – синонимы). Например:
изображения Бога-Отца в виде старца;
практика заочных отпеваний;
выдача «земельки» при заочном отпевании;
редкое причащение и его идеологическое обоснование;
разные локальные приходские обычаи, как то:
гласное поминовение усопших в воскресенье;
акафисты вместо кафисмы на богослужении, вопреки Уставу;
коленопреклонение в воскресенье, что противоречит не только Уставу, но Апостольскому Преданию;
и т. д.
 
6. Суеверия – «бабьи басни».
 
7. Ереси.
 
2. Для нас, на практике.
 
Критерий соответствия Преданию – вселенскость.
Прп. Викентий Лиринск.: «Подлинно и истинно православен тот, кто к Церкви, кто к Телу Христову, кто к истине Божией привержен всей душой, кто выше Божественной религии, выше вселенской веры ничего не ставит: ни авторитета, ни любви, ни дарований, ни красноречия, ни философии какого-нибудь человека, но, презирая все это и пребывая в вере твердым, постоянным, непоколебимым, считает долгом своим содержать только то и верить только тому, о чем известно, что это с древности согласно содержала вся Церковь вселенская, а о чем узнает, что оно после вводится кем-нибудь одним помимо всех, или вопреки всем святым, как новое и неслыханное, то признает относящимся не к религии, но больше к искушению...»
Пример отступления от Предания ради «авторитета» (гуруизм): благословение старца вопреки Свящ. Писанию, например, на развод из-за неверия мужа.
Примеры отступления от Предания ради «любви»: мнение о Боге, будто Он «любовь, и только любовь», никого не наказывает; мнение о невечности мучений.
 
Мы должны проверять каждое учение, обычай, традицию, практику на соответствие:
Свящ. Писанию
Определениям Вселенских Соборов
согласию отцов («учили все, всегда и повсеместно»).
 
Например, традиция Поместной Церкви – должна соответствовать Преданию Вселенской Церкви.
Традиция епархии – традиции Поместной Церкви – через это Преданию Вселенской Церкви.
Традиции и практики благочиний и приходов – должны соответствовать традиции и практике епархии – через это традиции Поместной Церкви – через это Преданию Вселенской Церкви.
 
Обычаи и практики отдельных приходов и благочиний не могут быть выражением Предания, поскольку Церковь строится вокруг епископа.
Отцы Иерусалимского Собора 1672 г. и Послание восточных патриархов 1723 г.: «Без епископа ни церковь церковью, ни христианин христианином, не только быть, но и называться не может...»
Т. е., епархия – это минимальная единица Церкви, которая сама по себе сохраняет структуру Церкви. В отдельно взятом благочинии или приходе структура Церкви теряется. Т. о., обычаи и практики отдельных благочиний или приходов – это не выражение Предания, а всего-лишь местные обычаи.
 
Практика благочиния или прихода, не подтверждённая общей практикой Поместной Церкви или епархии, - это выражение не Предания, а мнения и предпочтения настоятеля (и его духовника) (например: акафист на богослужении вместо кафисмы; заупокойная ектения на воскресной Литургии; панихида в воскресенье и вообще после Литургии; заочные отпевания и т. д.).
Это называется самочиние.
На что настоятель не имеет права. Поскольку его полномочия как настоятеля и основаны на Предании Церкви, и действительны только в контексте Предания. Следовательно, он не имеет права выражать и требовать от других ничего, кроме того, что основано на Предании, выражает Предание.
 
Vl Итог.
 
Если обычай, практика и т. д. не подтверждается Преданием Вселенской Церкви, значит, перед нами не Предание Церкви, а либо «предание старцев», либо «бабьи басни», т. е. вообще то, что «по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2, 8). По которым мы не обязаны поступать.
 
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Используемые материалы:
1) Прп. Викентий Лиринский: «Рассуждение о вере».
2) Свт. Василий Великий: «О церковном Предании».
3) В. Лосский: «Предание и предания».
4) Диак. Андрей Кураев: «Традиция, Догмат, Обряд».

Назад к списку