Храм Вмч. Димитрия Солунского д.Ивакино Можайского р-на - Вопросы-ответы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Можайское благочиние, Московская епархия, Московский Патриархат

Храм Вмч. Димитрия Солунского д.Ивакино Можайского р-на

Задать вопрос

  
06 Ноябрь 2011

Мария спрашивает:
О.Алексей, мне кажется, ваши вопрошатели почему-то не сочли нужным оформлять цитаты соответствующим образом и дать точные ссылки на материал, каким пользовались при составлении вопроса.
Я узнала процитированные места из ЖЖ о.Даниила и из воспоминаний о.Юрия Максимова(он теперь диакон).
Почему вопрошающие не дали точных ссылок, что бы их лучше поняли - не знаю.

http://pr-daniil.livejournal.com/1825.html

http://pr-daniil.livejournal.com/44851.html

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/33354.htm

Это не вопрос, просто замечание.

свящ. Алексей Шляпин отвечает:
Благодарю Вас за замечание и ссылки.

10 Сентябрь 2011

Василий спрашивает:
Пожалуйста, дайте оценку деятельности и работ протодьякона А. Кураева, профессора МДА А.И. Осипова, игумена П. Мещеринова. Все ли в публикациях и высказываниях данных деятелей соответствует православному вероучению? Спасибо.

свящ. Алексей Шляпин отвечает:
В одном ответе невозможно дать всеобъемлющий анализ работ и мнений упомянутых Вами лиц. Отвечу кратко.

Ранние работы диак. Андрея Кураева мне нравились. В них много здравых и трезвых мыслей. Это, например, такие книги как: «Традиция. Догмат. Обряд», «Оккультизм в Православии», «Дары и анафемы», в которых автор отделяет от Православия околоцерковные суеверия и стереотипы, не имеющие отношения к Преданию. Хотя, в них тоже встречаются ошибки.
Заслуживают одобрения противооккультные работы диак. Андрея Кураева, такие как: «Сатанизм для интеллигенции», «Кто послал Блаватскую?», «Куда идёт душа» и др., направленные против оккультизма, в т. ч. против учения Рерихов и Блаватской, учения о «переселении душ».
Однако, в последние годы диак. Андрея Кураева занесло не туда. Зачем ему вздумалось защищать такое лжеучение как теистический эволюционизм, проводить апологию такого вредного произведения как «Гарри Потер» и даже такого мерзкого как «Мастер и Маргарита»?! Я удивляюсь ещё, как ему времени не жалко на такую рекламу этих произведений? В книге «Вызов экуменизма» он погрешает против истины с уклоном в экуменизм. Хорошим ответом на эту работу является книга архим. Рафаила (Карелина): «Вызов новомодернизма». Одним словом, поздние работы и мнения диак. Андрея Кураева я не одобряю.

Работы и высказывания проф. А. И. Осипова во многом назидательны.
Но, вместе с тем, он проповедует (или проповедовал, не берусь судить на данный момент) ряд еретических мнений. Это: за оригинальными рассуждениями фактически отрицание пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Также: отрицание искупительного аспекта Жертвы Христовой. Также: ложное учение о Боге,- будто Он есть "любовь и только любовь", будто Он никого не наказывает и не карает. Также: отрицание вечности вечных мук; ложное мнение, будто на Страшном Суде каждому будет дана ещё одна возможность покаяния; т. е. ложное учение об апокатастасисе (спасении всех). Также: ложное мнение о возможности спасения помимо Крещения в Православной Церкви. Свои ложные мнения проф. А. И. Осипов высказывает, в частности, в книге «Из времени в вечность». Также, в его работах имеет место лояльное отношение к такой ереси как теистический эволюционизм. Одним словом, в своих работах и мнениях проф. А. И. Осипов в ряде важных моментов погрешает против Православия. Свои ложные мнения он базирует на теологуменах (ошибочных, еретичных мнениях св-х отцов) и рассуждениях своего ума.

Что касается игум. Петра (Мещеринова), я не готов дать оценку его работ и мнений, поскольку недостаточно знаком с ними.

17 Май 2010

странник спрашивает:
Греческие архиереи обсудили проблему кремации http://www.pravoslavie.ru/news/35241.htm
и решили продолжить запрет на такой способ погребения.
Получается, православный человек не может погибнуть в огне, на пожаре?
раньше всех, кто по разным причинам утонул хоронили отдельно, вне кладбища.

свящ. Алексей Шляпин отвечает:
Для самого человека в отношении будущего Воскресения не имеет значения способ смерти и способ захоронения. Поскольку все люди, независимо от способа смерти и способа захоронения, – и истлевшие, и сгоревшие, и утонувшие, и съеденные, и уничтоженные любым другим способом, – в День Всеобщего Воскресения будут воскрешены Богом в своих телах. Для Бога это легко.

Т. о., гибель в огне, или гибель в воде, или кремация тела нисколько не повредит самому человеку, если со стороны самого человека не было самоубийства или согласия на кремацию.
В самоубийстве грехом является воля к лишению себя жизни, а не способ смерти (в огне или в воде и т. д.). Хоронили вне кладбища и отпевать нельзя именно самоубийц, независимо от способа смерти; а не «всех, кто по разным причинам утонул». Нравственное значение имеет мотив смерти, а не способ смерти.

Кремация является греховным, противным Преданию Церкви, способом захоронения. Но, вред это наносит тому, кто совершает грех, т. е. работникам крематория, родственникам усопшего, которые согласились на кремацию, самому усопшему, если он согласился на кремацию. А не самому человеку, тело которого кремировали без его согласия.

05 Май 2010

urinapolitka спрашивает:
Нет такой заповеди. что любить земную родину. но есть прямая заповедь почитания и покорности властям. Именно поэтому уранополит участвует в справедливых войнах, платит налоги и делает все, что требует от него государство, пока то не претендует на его сердце и не требует нарушения заповеди.
Образование должно быть только церковным. Нехристианское образование заведомо разрушительно и должно быть разрушено. Именно в нехристианском образовании и находится корень нынешнего духовного и государственного кризиса. Думаю, что не случайно в 90-тых годах кара Божия упала именно на учителей и врачей. Первые убивали души, а вторые (через аборты) – тела людей.
Родину любить нельзя, это язычество
нет ну конечно можно, но только, если эта Родина не Россия

свящ. Алексей Шляпин отвечает:
Может быть, я не совсем понял пафос Вашего вопроса (если только это вопрос).
Но действительно, нет заповеди, повелевающей любить земную «родину». Это действительно язычество (впрочем, смотря что вкладывать в это понятие, оно слишком неопределённо). Христианин не должен отдавать своё сердце ничему из того, что не войдёт в вечность. Не только Россия, а вообще все земные «родины» сгорят в огне Второго Пришествия. Есть только одна подлинная Родина. И только она достойна любви. Это Царство Небесное.

А что касается нехристианского образования, то зачастую оно греховно; но в любом случае – суетно. И от этой проклятой суеты нас освободит Христос, когда придёт судить мир, что да наступит скорее!

05 Май 2010

kolja s raiona спрашивает:
Конечно, были у отца Даниила и слабые стороны, но даже его недостатки, если можно так сказать, некоторым образом происходили из его достоинств. Как христианин он был открыт для всех, и это имело своей обратной стороной некоторую излишнюю доверчивость, жертвой которой он иногда становился, когда ему случалось доверять тем людям или книгам, которым, на мой взгляд, не стоило бы доверять. В том, что касается вопросов веры, батюшка был весьма тщателен, но в том, что касается некоторых других вопросов, например истории, он мог доверяться как раз таким вот источникам. С этим связана, например, его позиция по отношению ко Второй мировой войне, сложившаяся под влиянием книг В. Резуна.
Сысоевский антипатриотизм сформировался под вличнием Резуна
Как может быть назван разумным - различающим духов - человек после такого провала?
"я считаю, что уранополитизм -- это теория, в которой превратно расставлены акценты, и я настаиваю на том, что сам ВЫБОР между тем, кого мы больше любим: Родину земную, то есть близких, родных, предков, наших потомков или Родину небесную, это выбор от Лукавого. мы должны достойно нести свой земной крест, а не бросать этот крест: "хочу скорей на небо", это главная часть нашего служения Богу, это и есть залог вечной жизни"
Отчего же, отче, не радуются твои последователи за тебя, в своей танатофилии напророчившего себе смерть насильственную?
Не стали они видимо такими чистыми уранополитма, как ты, наверное не дано им понятьч,то смерть христианином воспринимается гораздо сложнее, потмоу что христианство несравнимосложнее уранополитизма и в тоже время проще, потому что просто и примитивность разные вещи...

свящ. Алексей Шляпин отвечает:
Да уж. Не могут патриоты простить о.Даниилу его правды о сущности патриотизма. Более того, они не могут ему простить его мученической смерти, которая стала для них огромной внутренней проблемой. Как же так, уранополит, и вдруг мученик!

Что касается вопроса о Второй мировой войне – здесь правильность суждений действительно зависит от владения фактическим (историческим) материалом. Я не силён в этом вопросе.
А что касается уранополитизма – он не является производным ни от идей В. Резуна, ни от рассуждений о Второй мировой войне. Ведь очевидно, что уранополитизм – вещь более фундаментальная, чем более частные рассуждения о той или иной войне. Следовательно, они не могут быть основанием для него.
И привязка к В. Резуну просто смешна. Посмотрите на рассуждения о.Даниила открытыми глазами, а не через призму своего возмущения и нежелания принять очевидное. На кого он ссылается во всех своих рассуждениях об уранополитизме и патриотизме? На Резуна? Или на Слово Божие и св-х отцов.
Почерк Ваших рассуждений очень типичен. Так рассуждали идеологи различных атеистических школ и библейской критики, искавшие источник Божественного Откровения на земле, в закономерностях земного мира.
Уранополитизм действительно чётко (а не превратно) расставляет акценты и требует конкретного выбора. Выбора именно с позиций Христианина, и ни каких иных. А вот патриотам очень не хочется делать выбор именно с этих позиций. Поэтому они как правило проводят границу не между Православием и ложью (которой являются все остальные учения и религии), а между «традиционными» для России религиями и «нетрадиционными». Они противопоставляют не народ Божий (Православную Церковь) всему миру, который лежит во зле, а почему-то Россию (как будто она является народом Божиим) почему-то Западу (как будто диавол родом с Запада). Да и вообще, очевидно, что взгляды патриотов тяготеют к абстракции, что подтверждают и Ваши слова. Вместо Заповеди о любви к ближнему (конкретному человеку, находящемуся рядом) Вы предлагаете любить такое абстрактное понятие как «земная Родина», в которое в данном случае вкладываете набор из понятий: «близких, родных, предков, наших потомков», а в другом случае и в интерпретации другого «патриота» этот набор вполне может быть и иным. Т. е., очевидно, что «земная родина» – абстрактное понятие. А Вы предлагаете любить это, и ещё не различать от Родины Небесной. Это называется идолопоклонство. Патриоты воздвигли себе идола, называемого «земная родина», или «земное отечество», или «Россия» (но здесь в зависимости от региона).
Что до Ваших рассуждений о несении своего креста, – что по Вашему многие тысячи мучеников Христовых, которые действительно «хотели скорей на небо», – они бросили свой крест? Сложно они воспринимали свою смерть? Разве они не были уранополитами (если использовать термин о.Даниила)? Или, по Вашему, они были примитивными Христианами? Так ведь уже на их примере очевидно, что уранополитизм (Небесное гражданство) – ни что иное как наиболее последовательное следование Евангелию. Плюс к тому – свидетельства многих авторитетнейших св-х отцов о Небесном гражданстве Христианина. Плюс к тому – отсутствие в Свящ. Писании заповеди о патриотизме.
Да и как патриоты не понимают, что нести свой земной крест Христианин должен просто потому, что он Христианин, руководствуясь Евангелием, а не патриотизмом, иначе это будет не ради Христа. И защищать своих ближних, женщин, детей, стариков Христианин должен. Но ради любви к ним, по Заповеди Христовой, а не ради «любви к родине». Чтобы положить жизнь за ближних, достаточно быть Христианином; для этого не нужны дополнительные идеологии вроде патриотизма.
Так что, Христианство в своём свободном от всяких посторонних идеологий виде действительно просто, ясно и, не сложно, а богато само по себе. А вот сложности создают себе как раз те, кому недостаточно Евангелия как идеологии, кому недостаточно Царства Небесного как Родины, кому недостаточно Христа как Царя...Вам всё это ни о чём не напоминает?...Так почитайте Евангелие. Именно так человек сползает в жидовство и язычество.
Так что, Ваши слова о «радости» за о.Даниила закономерны,– это проекция состояния Вашей души. Почитающие о.Даниила радуются, что Церковь обрела ещё одного мученика. А патриотам, очевидно, патриотизм мешает радоваться. Так разве не по плодам мы должны судить?

Кстати, как получается, что патриоты ленятся поменять американскую раскладку клавиатуры в своём имени?

30 Апрель 2010

третий лишний спрашивает:
Отец Алексей! Не кажется ли Вам, что "уранополитическое" движение в Православии напоминает, как явление, ваххабитов у мусульман?
И то и другое будучи явлением новейшего времени, претендует на то, чтобы представлять "древнюю", "незамутненную" веру, хотя таковой является лишь по видимости, ровно в той степени, чтобы казаться ею. Особенно близко теперь это явление для священства, поскольку фарисейская окраска таких взглядов контрастирует т.н. "гламурному православию". Характерной чертой этого "перспективного тренда" является идеальная адаптируемость "православности" практически к любым практикам потребления.

свящ. Алексей Шляпин отвечает:
Ислам любого направления (и ваххабитский, и умеренный, который ещё называют традиционным, хотя для Мекки и Медины именно ваххабитский вариант является традиционным) претендует на то, чтобы представлять «древнюю», «незамутненную» веру. И ислам любого направления таковой является лишь по видимости. Поскольку вообще ислам – это лжеучение.
Но, что бы там ни говорили политики о «хорошем» и «плохом» исламе, именно ваххабизм соответствует первоначальному варианту ислама. Именно это направление наиболее точно и буквально следует Корану. И не забывайте, что именно ваххабизм является официальным исповеданием Мекки и Медины, т. е., сердца исламского мира. Именно ваххабизм является логическим завершением ислама, доведением его до логического конца. В нём больше диавольской жестокости и нелепых, нечестивых представлений о Боге. Но именно потому, что он и является кульминацией, крайней точкой бездны того лжеучения, которое называется исламом.
А кульминацией Православия, крайней точкой его вершины является любовь к Богу, не разделённая с земными вещами, понятиями и явлениями, например, с земной родиной; любовь к ближнему, не подменённая таким абстрактным понятием как «любовь к отечеству»; поиски Царства Небесного, не обременённые цезарепапизмами, патриотизмами и национализмами. Это и есть Небесное гражданство, или ««уранополитическое» движение в Православии», как Вы его назвали. «Уранополитизм» – это верный, но, на самом деле, лишний термин. Поскольку Небесное гражданство, – это и есть вера Евангелия, вера мучеников древней Церкви и последующих веков, вера преподобных древних и их последователей, вера авторитетнейших св-х отцов, т. е. собственно Православная вера без всяких идеологических надстроек.
Таким образом, Вы правы в том, что уранополитизм в Православии и ваххабизм в исламе похожи. Но похожи они как крайний плюс и крайний минус. И то, и другое – наиболее последовательное следование откровению. В первом случае – Откровению Божественному; во втором – откровению лжепророка.
Но есть и различие. Ваххабизм действительно возник как новое движение в 18-м в., подобно протестантизму. А уранополитизм не возникал и вообще не является движением. Не является он и новым явлением. Он всегда был в Церкви, как наиболее последовательное состояние церковного сознания. Этим словом обозначается стремление православных Христиан осознавать себя, как и должно, Небесными гражданами и очистить православное сознание от шлака исторических напластований, не укоренённых в Слове Божием.
А что касается «фарисейской окраски», то Вы забыли, что фарисеи были именно патриотами (правда, не такими радикальными, как зилоты). И уж где-где больше всего фарисейства – так это среди тех, которые считают Православие по преимуществу русской верой. Посмотрите на раскольников, называемых «старообрядцами». Да и вообще, обрядоверие (которое и есть фарисейство), цезарепапизм и патриотизм (такая национальная местечковость) – известный букет (неполный, конечно) духовных болезней русского народа. Не только русского, – армяне, вон, тоже, ещё с 5-го века впали в своё армянское жидовство, и уже столько веков для них армянство дороже Истины и единства со Вселенской Церковью.
А деление на «тренды» – выдумка, искусственная схема. Православие не делимо ни на какие «тренды». Это Слово Божие. А то, что не соответствует Слову Божию, тоже имеет свои названия. Поэтому просто называйте вещи своими именами. То, что называют «гламурным православием», уже имеет Евангельские определения. Это служение двум господам (Мф. 6, 24). Ещё это семя, которое упало в терние (Мф. 13, 7, 22). Ещё, это попытка следовать за Христом без Креста, сберечь свою душу (Мф. 10, 38-39). Ещё, это дружба с миром, которая есть «вражда против Бога» (Иак. 4, 4). Такое отношение к Богу обличаемо словом, обращённым к Ангелу Лаодикийской церкви: «ты ни холоден, ни горячь...извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3, 15-16).
Поэтому уранополитизм действительно контрастирует с такими взглядами и стремлениями. И он действительно близок многим священникам. Даже ближе, чем Вы думаете, поскольку понятие «уранополитизм» обозначает просто Православное учение, основанное на Свящ. Писании и Свящ. Предании, без всяких идеологических надстроек, одной из которых является пресловутый патриотизм.

Понимаете, Ваша ошибка в том, что Вы пытаетесь противопоставить умеренный ислам и «умеренное» Христианство радикальному исламу и «радикальному» Христианству. Т. е., критерием Истины Вы считаете умеренность, что является, конечно же, очевиднейшей ошибкой.
Эту же ошибку совершают те, которые пытаются заручиться поддержкой «традиционных» религий в борьбе с «нетрадиционными» сектами. Как будто «традиционная» ложь лучше, чем «нетрадиционная».
Подлинным критерием Истины является только Сама Истина, как сказал Господь, «Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно» (Ин. 7, 17). Таким образом, чем радикальней выражена Истина, чем ярче свет, тем, соответственно, ближе к солнцу.

19 Апрель 2010

странник спрашивает:
В чем промысел Божий? В это время многие ощутили , что за событиями гибели самолета польского президента и вулканом стоит некий Знак , так в чем он?
По сети пошла гулять байка, что этот пепел - выдумка мировой закулисы с целью уберечь мировых лидеров от невысказанной опасности, поджидающей их при попытке попасть на похороны Леха Качиньского. Они в большинстве своем и не попали.
Говорят уже назавтра объявят этот пепел нифига неопасным для полетов и откроют все аэропорты.
Что можно сказать про самого польского президента?
Мы слышали про него плохое: ФСБ таки знакома с основами социальной психологии и недаром три дня плотно трындели про 4 захода на посадку и про президента, принудившего пилотов. Через три дня мир уже не интересовала катастрофа в Смоленске, уже вулкан Эйяблинфиквыговоришькудль занимал все помыслы и никто не заметил мелькнувших сообщений о том, что точно установлено: заход на посадку был один, а расшифровка речевого самописца не подтвердила давления на пилотов со стороны пассажиров.
Демократических лидеров остановила сложность процедуры царственных похорон? Или они по-своему расшифровывали знаки Божией Воли, на которые мудро указывал Лех Валенса? Не будем выискивать сейчас причины отмеченных странностей. Они выявятся потом, хотя, одну из них можно назвать - это особые условия подписания Польшей Лиссабонского договора, которые как закрепили за ней аннексированные у Германии земли, так и избавили Польшу от выплаты компенсации померанским (поморским) немцам. Это был большой успех Качиньского как политика и адвоката, но и сделал неуклюжим и неудобным Лиссабонский договор, запестревший особыми условиями.
Пан Качиньский - суровый консерватор, воинствующий католик и неистовый патриот. Про таких говорят, что правее его только стена. И вдобавок - явно правовернее римского папы. Однажды он обвинил самого Леха Валенсу в «уступках коммунистам».
По части терпимости, или, как модно теперь говорить, «толерантности», у президента Качиньского очень много проблем. Не по нраву ему проститутки, аборты, однополые браки и гей-парады. С аморалкой такого рода он намерен вести решительную беспощадную борьбу. На фоне нынешней растленной и безбожной Европы это выглядит несколько экстравагантно.
Он был чрезмерно твердолобым политиком, и отнюдь не только по отношению к России.
По его наущению Польша постоянно устраивала всякие каверзы в Евросоюзе, претендовала на "особый статус", не соответствующий тому скромному месту, которое эта страна занимает в Европе.
В общем, надоел пан Качиньский и соседям, и коллегам по ЕС, и самим полякам. Уж очень был ретивый и упёртый.

свящ. Алексей Шляпин отвечает:
Промысел Божий, конечно, учитывает не только политическую сторону ситуации. Каждый из погибших – в первую очередь просто человек; лишь потом – политическая фигура. Почему Господь попустил эту катастрофу – потому ли, что посчитал нужным положить предел земной жизни именно этих людей? Или потому, что мир должен был что-то из этого события понять? Я не знаю. Впрочем, для Премудрости Божией нетрудно эти два момента совместить.
А вот извержение вулкана – я думаю, это для православных благоприятная весть. Во-первых, от нас это дальше, чем от Запада, который раньше и дальше отступил от Бога, чем Россия. Но, главное, почему произошло извержение? Потому, что Господь прикоснулся к этой горе, и она задымилась (Пс. 103, 32). Значит, Бог на что-то обратил внимание. Следовательно, кому-то достанется или уже досталось. И что-то пойдёт уже не так, как запланировали люди. «Господь разрушает советы язычников, уничтожает замыслы народов, [уничтожает советы князей]». (Пс. 32, 10). Разве не естественно детям Божиим хвалиться, когда Отец гневается, но не на нас!

29 Март 2010

финская "кукушка" спрашивает:
Я считаю, что теракты в московском метро в страстной понедельник -- ответ ваххабитов.
Станция Лубянка -- это послание, потом удар в южном направлении -- парк культуры. Красная линия метро встала, и показывает на юг. Но может быть специально хотят поссорить православных с мусульманами? Другой вариант -- надо мобилизовать народонаселение, чтобы оно поддерживало власть? всех с Постом.

свящ. Алексей Шляпин отвечает:
Православные с мусульманами «поссорились» в тот момент, когда Мухаммад объявил себя «пророком».
Нам нет нужды разбирать их послания. Для православных и так всё ясно. Мы знаем исходный пункт – это злоба диавола. Знаем конечный плод этой злобы – убийство людей, грех и зло. Знаем и движущий инструмент этого злодеяния – исламское лжеучение. А сколько промежуточных ступеней имело развитие этого злодеяния в своём исполнении, замешаны ли спецслужбы – это не имеет значения, поскольку не касается сути.
По новостям сообщается, что чеченские боевики взяли на себя ответственность. Впрочем, им нравится, чтобы их боялись, как и любому грешному человеку. Для православных неприличны как страх, так и ненависть. Мы должны по прежнему презирать ислам как лжеучение и желать обращения в Православие и спасения самим мусульманам независимо от национальности.

21 Март 2010

вечжид спрашивает:
как православные и мусульмане относятся к снежному человеку?

свящ. Алексей Шляпин отвечает:
Человеком является и может называться только потомок Адама.
Т. о., православным и без многих раздумий ясно, что снежный человек – это либо большая редкая обезьяна, либо бесовские явления, либо фантазии язычников и атеистов. Если только это не тот знакомый о. Георгия Романенко или похожий на него. У царя Навуходоносора был период жизни, когда он возгордился и был наказан Богом: лишился разума и начал вести себя как вол (Дан. 4 гл.). Т. о., умалишённый и одичавший человек может вести себя как животное; выглядеть при этом он тоже будет, естественно, соответствующе.
В любом случае, это либо вполне закономерное и объяснимое явление, либо фантазия и ложь. И в том, и в другом случае вопрос этот незаслуженно окутан покровом таинственности и почтён вниманием. Это работа дьявола в умах людей.
Замысел же дьявола понятен – внедрить в сознание людей идею, которая будто бы не вписывается в библейский взгляд на мир. Та же история с «инопланетянами».
Так думают православные, которым «не безызвестны» (2 Кор. 2, 11) умыслы сатаны.
Думают ли что-нибудь об этом мусульмане – им лучше знать. В Коране и хадисах есть фантазии и поинтереснее, после которых «снежный человек», как говорят в таких случаях, «отдыхает».
А вот почему об этом думает веч. жид, – мне не совсем понятно. Ведь, у него должно было быть достаточно времени, чтобы избавиться от иллюзий и перестать обращать внимание на фантазии.